Сайт учителя истории и обществознания
Новости
12-11-2010
Новости образования ...

 

Статья: "Роль аксиологических оснований в модернизации системы образования и профессиональной деятельности педагога".

         Общечеловеческие ценности с каждым днем все заметнее утрачивают свою привлекательность в глазах большинства людей, а некогда запретное становится доступным. Осуждаемое – поощряемым, ненавистное – терпимым. На   место старых  ценностей – мудрости, добру, правде, чести, совести – приходит более удобный «культурный пакет», включающий информированность, конкурентноспособность,  адаптированность  и т. д. Общий результат – разрушение морали и предельная индивидуализация человеческого существования, когда  в  качестве субъекта человек рассматривает лишь себя, полагая всех остальных всего лишь частью враждебного мира.(1)

Общество потеряло возможность удовлетворять потребность человека в реализации своих духовных качеств, что ведет к формированию склонности  к разного рода вариантам девиантного поведения. Итогом такой ситуации становится «вакуум духовности», ограничивается расширение информационной емкости сознания индивидуумов. Именно бездуховность, отравившая ядом невежества и произвола социальный организм России, и  есть основополагающая причина ее кризисного состояния.(2)

Новый социальный заказ - востребуются люди, умеющие  быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, любознательные, стремящиеся выяснить, что происходит, оказывать влияние на происходящее, сохранить самообладание в условиях неопределенности, способные переносить идеи из одной области в другую. В грядущем мироустройстве будет вознаграждаться индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее.(6)

Новая парадигма образования предполагает гуманистическую методологию, так как в центре  - человек и его духовное развитие, система ценностей, цель – творческая свобода, формирование нравственных, волевых начал личности, что должно способствовать формированию системного мышления, целостного видения мира.

В законе РФ «Об образовании» определено:»…Образование -  это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.» Следовательно, воспитательные цели необходимо заложить в содержание образования. Образование признано ключевым фактором мощи государства. Акцент общественного внимания на нравственно – этические качества учителя особенно усиливается в переломные эпохи, в  периоды поиска новых педагогических концепций.

Размывание духовных ориентиров в обществе делает исключительно значимой личность учителя, его нравственную позицию в силу того,  что он оказывается стабилизирующим фактором, предлагающим обществу культурные образцы и нормативы, образцом выстраивания отношений с внешним миром. Для становления личности ученика важен фактор жизненной и профессиональной активности учителя и поэтому важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого ответственного гражданина. Задача педагога состоит в том, чтобы направить свой потенциал на помощь учащимся. Заставить их задуматься  над тем, что такое человек, в чем смысл его существования. Психолого-педагогическая поддержка позволяет осмыслить духовно – нравственные понятия добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты.

Целостность процесса  гуманизации  профессиональной деятельности учителя в сфере духовно– нравственного воспитания предполагает работу по повышению  эффективности  преодоления типичных  трудностей  в профессии  учителя. К  данным   трудностям можно отнести  недисциплинированность учащихся, взаимодействие с родителями учащихся, неудовлетворенность обучающими и т. д.

Целостная система повышения квалификации учителей по вопросам гуманизации их профессиональной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания основывается на профессиональной этике учителя. Рабочие программы , направленные на  гуманизацию профессиональной деятельности , должны соответствовать философской идее: гуманизировать профессиональную деятельность учителя в сфере духовно-нравственного воспитания могут учителя с активной жизненной  и профессиональной  позицией, с мотивацией на потребность научно обоснованного обновления содержания и структуры духовно-нравственного воспитания обучающихся. Мероприятия должны включать проведение «круглых столов», семинаров по вопросам духовно-нравственного воспитания, составление  методических рекомендаций.

Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств, сколько в ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей в полной мере использовать уже имеющиеся воспитательные средства для достижения общественно значимых целей.

Одним из главных факторов, определяющим стратегию образования, является применение аксиологического подхода в педагогике. Аксиологический подход присущ гуманистической педагогике,  поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология рассматривается как основа новой философии образования и методологией современной педагогики. Выбор аксиологического подхода в качестве основы педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, находящий свое отражение в основных категориях понятия этого подхода.

Аксиологический или ценностный подход выступает  своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Смысл его раскрывается через систему аксиологических принципов: равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных особенностей; равнозначность традиций и творчества; диалог и подвижничество.

В ходе педагогической деятельности учитель должен достичь вершины ценностей. В его работе появится субъект деятельности. Необходимо сформировать  культуру личности  обучающего, некую модель, в центре   которой  будет находиться личность ученика, а предметом исследования выступят  аксиологические основания развития его культуры.

Культура личности обучающегося-совокупность знаний в определенной предметной области и система личностно-социальных ценностей, формирующихся под влиянием изучаемого предмета. А также фундированный этим процессом комплекс качеств и умений общечеловеческого значения. Базисным понятием является духовная жизнь общества. В данном контексте культура включает все формы духовного производства, под влиянием которых складывается образовательная область. В результате взаимодействия личности с совокупностью предметных образовательных областей формируются предметные проекции культуры личности обучающегося. (Схема 1.)  Аксиологические   основания культуры личности обучающегося определяются ценностной мотивацией, формируются  в процессе обучения. К аксиологическим основаниям относятся: ценностные ориентиры образовательной деятельности учащегося, формирующиеся в процессе обучения; мотивационные установки учащегося, а также ценностно-параметрированное восприятие им действительности.(3)

Ценность объективности знания и принятия истины представляют собой ценностные ориентиры образовательной деятельности обучающегося. Мотивационные установки возникают посредством формирования мотивации к занятиям интеллектуальной деятельностью и ряда следующих установок:  на интеллектуальную честность, на креативность  мышления и деятельности.  О ценностно-параметрированном восприятии действительности можно сказать, что оно представляет собой совокупность эстетического восприятия мира и красоты интеллектуальных достижений, стремления к вхождению в контекст постиндустриального общества через овладение современными информационными технологиями; мотивации к социальной адаптации и социальной мобильности.(4)

Дидактическим основанием реализации аксиологического подхода в  педагогической практике явилась система развивающего обучения. Его  практическим результатом стала новая система обучения, нацеленная на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника. Для развивающей системы обучения характерно более богатое содержание образования. Это благотворно влияет на самоощущение детей в школе, делает процесс обучения более демократичным. Учащиеся приобретают  способность к контролю и самоконтролю.

Ориентировка на общее развитие дает возможность «дойти» до каждого ученика. Особое место занимают принципы научности и воспитывающего обучения: научность дает учащимся общее представление о мире на основе ценностей наук; воспитывающее обучение позволяет достигнуть общего развития. Специфическая   дидактическая  черта системы развивающего  обучения-обеспечение  добрых, доверительных отношений со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Урок имеет несколько уровней: проблемное изложение материала; эвристическая беседа; поисково-исследовательский урок. Типы уроков: постановка учебной задачи, планирование  учебной деятельности,  преобразование учебной задачи и моделирование, урок личностного   характера. Принципы  аксиологического  подхода используются в системе развивающего обучения: каждый ученик индивидуален, каждый способен выполнять все задания с различной степенью участия. Подросток не может принять авторитарного метода обучения, отстаивая, как личность, свою точку зрения и на методы  изложения нового материала, и на приемы формирования навыков. Условия представления новых знаний должны быть не только понятны, но и приняты учащимися. Обучение  становится  ценностно-ориентированным и личностно-ориентированным. Содержание педагогической деятельности в системе развивающего обучения предъявляет особые требования к уровню подготовки учителя. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал, ориентирующийся на развитие способностей, умеющий строить развивающие образовательные ситуации. Использование педагогом аксиологического подхода позволяет прочно усваивать материалы различных курсов.  Ценностный подход, напрввленный решать проблемы гуманизации современного общества, способен повлиять на процесс модернизации российского образования как одного из факторов социального развития общества. Аксиологический подход к обучению способствует решению задач обновления структуры и содержания образования. Он способен стать одной из ведущих инновационных идей современной педагогики.


 
 
© Все права защищены.
Web-4-U - Бесплатные сайты
Главная | Уроки | Конференции | Обобщение опыта | Публикации | Мастер-классы | Использование ИТ | Участие в конкурсах | Общественная активность педагога | Награды и благодарности | ФОТОАЛЬБОМ | Файловый архив | Полезные ссылки | Обратная связь | Новости