Сайт учителя истории и обществознания
Новости
12-11-2010
Новости образования ...

 

Проект Свой мир мы строим сами

Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько  объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития.

Именно молодое поколение выступает как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию.

Реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие России и ее регионов в значительной мере зависит от молодежного фактора, в том числе от качества и уровня развития, становления.

Среди молодежи могут быть выделены отдельные группы, организация работы с которыми требует особой специфики.

Определение этих групп связано с проведением специальных исследований и обоснований с учетом региональной и местной специфики.

Основными признаками и ведущими характеристиками могут быть[1]:

Возраст:

-   для молодых людей в возрасте от 14-20 лет — образование,
гражданственность, досуг;

-   для молодых людей в возрасте от 20-25 лет - трудоустройство,
молодая семья, жильё;

-   для молодых людей в возрасте от 25-30 лет - здоровье, карьера,
успех.

-   Субъектами молодежной политики являются: молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет; законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, их учреждения; государственные и муниципальные служащие; молодежные и детские общественные объединения.

  Не умаляя значения направлений работы с молодежью в Белгородской области, необходимо отметить и то, что ключевыми социальными проблемами, требующими решения в контексте молодежной политики, являются:  обеспечение безопасности молодежи; охрана здоровья молодежи и подростков; создание условий для нормального демографического развития;организационные  и кадровые проблемы.

В связи с этим необходима концентрация усилий структур по делам молодежи на достижение следующих социально-значимых целей:

- во-первых, улучшение здоровья детей и молодежи, социальная защита молодой семьи;

-во-вторых, решение жилищных проблем молодежи;

- в-третьих, социальная профилактика всех форм отклоняющегося поведения: криминальной активности, алкоголизма, наркомании и таксикомании;

- в-четвертых, содействие занятости молодежи;

-в-пятых, обеспечение равных возможностей в получении образования, повышении  квалификации.

Государственная молодежная политика на современном этапе исходит из того, что основные социальные проблемы белгородской молодежи необходимо решать на следующих трех стратегических направлениях.

Первое направление – это реализация права на жизнь и здоровое существование. Второе направление – это изменение в лучшую  сторону условий жизни молодежи. Третье направление – формирование общественного сознания молодежи.

Решение этих и ряда других проблем современной  молодежи, как показывает практика, возможно только на основе разработки и реализации государственных молодежных программ. Эта работа требует четкого выделения объекта управленческого воздействия, определения наиболее типичных проблемных полей молодежи и интеграции в их рамках усилий всех субъектов молодежной политики, консолидации ресурсов и их максимально  адресного использования.

 Необходимо  так же отметить, что в условиях с ограниченными ресурсными возможностями, реализация данных целей будет связана с определенными трудностями. Именно поэтому, сегодня возрастает  необходимость  использования  новых нетрадиционных, инновационных по своей сути подходов к разработке  и осуществлению молодежной политики в регионе.

 Предложить и реализовывать их смогут только профессионально подготовленные, творчески  мыслящие управленческие  кадры при активном участии самой молодежи. Это в свою очередь требует формирования региональной  системы кадрового обеспечения молодежных структур. Данная система должна рассматриваться  как  важнейший элемент  работы по формированию  кадрового потенциала  органов  государственной и  муниципальной власти региона.

При организации социальной работы с молодежью на раз­личных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Наряду с этим необходимо вернуться к практике распределения выпускников учебных заведений.  Разумеется, она не может стать такой как была ранее, но применение ее элементов позволило бы дать некоторые социальные гарантии одной из наименее защищенных групп молодежи. Необходима система реальных мер, направленных на стимулирование молодежного предпринимательства и самозанятости.

Назрела необходимость  повы­шения эффективности действующих и формирование  новых направлений взаимодействия школы и родителей, что будет способствовать обеспечению социальной поддержки моло­дых людей.

 Среди направлений взаимодействия целесооб­разно выделить:

- создание различных объединений родительской общест­венности в целях реализации законных прав и обязанностей  участников  образовательного процесса, поиска новых форм их взаимодействия;

     - возрождение системы родительского всеобуча, развитие
разнообразных форм психолого-педагогического просвеще­ния родителей, повышение их культурно-образовательного уровня;

- организация общественной экспертизы инновационных
образовательных программ, учебно-наглядных пособий и
средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности
ребенка;

- сохранение и развитие системы дополнительного об­разования детей, обеспечение его доступности для всех же­лающих;

-расширение взаимодействия образовательных учрежде­ний и органов управления образования с традиционными  для нашей страны религиозными конфессиями в деле обра­зования и духовно-нравственного воспитания подрастающе­го поколения;

-объединение усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общест­венности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией, ужесточение мер ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных ве­ществ;

Несмотря на огромную работу проводимую  органами исполнительной власти Белгородской области по  отношению к молодой семье необходимо отметить, что еще есть нерешенные проблемы в этом направлении.

Они обусловлены следующими причинами: дефицит ресурсов, которые могли быть использованы на решение проблем молодежной семьи; дефицит социальных работников, способных оказать квалифицированную помощь молодой семье.

Изменение ситуации требует принятия комплекса мер:

1.активизировать исследования проблем молодых семей, что позволит выделить наиболее актуальные  и обеспечить информирование общественности.

2. организовать финансовую поддержку на основе индивидуального подхода к каждой семье.

3. обеспечить на уровне области подготовку социальных работников, специализирующихся на проблемах молодой семьи.

Для того, чтобы эффективно использовать новые формы социальной защиты и обслуживания молодежи региона необходимо   координировать взаимодействие бизнеса и обще­ственных организаций, бизнеса и государства, региональных объединений предпринимателей.

Бизнес в молодежной социальной сфере должен не столь­ко заниматься благотворительностью, сколько развивать востребованные молодыми социальные услуги, формирую­щие их дееспособными гражданами. При этом он должен быть прибыльным, как и любой другой вид предпринима­тельской деятельности.

Также   важное значение   необходимо  придавать органи­зации участия бизнеса в инвестиционных программах с раз­делами, посвященными молодежной социальной сфере, про­ведение федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, тендерных процедур по поддержке программ строительства жилья для молодежи, спортивных и социо­культурных социальных проектов, привлечение к  этой дея­тельности молодежных организаций, в том числе,  объединяющих молодых людей, имеющих проблемы семейного плана, а также со здоровьем.

Необходимо укреплять взаимосвязи  управляющих структур и руководителей  крупных предприятий и организаций.  Для решения этого вопроса было бы  эффективным введение  должности специалиста по работе с молодежью на крупных  предприятиях, в функции которого входило бы:

-  организация праздничных  вечеров;

-  проведение  информационных дней, лекториев;

-проведение  мониторингов для выявления насущных проблем молодой работающей молодежи.

В Белгородской области  оптимизация молодежной политики в значительной мере достигается при помощи  социального программирования. В этом смысле региональная молодежная программа дает возможность сделать государственную политику на региональном уровне последовательной, выделить ее основные этапы и определить пути продвижения от одного к другому. 

На сегодняшний день в области реализуются программы длительного действия: «Молодость Белгородчины» (2004-2008гг.) «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» ((2006-2010гг.)., «С верой в Отечество» (2006-2008гг.), «Комплексные меры по организации деятельности трудовых отрядов области» (2004-2008гг.), утвержденные постановлениями и распоряжениями губернатора и правительства области.

Забота об улучшении  качества жизни  в каждом регионе – это проблема, в первую очередь, местной и региональной властей, и решение ее может быть обеспечено через использование имеющегося регионального   финансово-экономического  потенциала в установленных рамках единых общегосударственных интересов и социальных стандартов.

С этой целью в Белгородской области разработана и принята Программа улучшения качества жизни населения.  Чтобы программа дала положительный  социальный эффект, требуется ее четкая ориентация на объект воплощения, максимальная приближенность к конкретным   категориям.  Необходимы также конкретизация и  уточнение ее положений  в отношении каждой социальной группы населения. Учитывая особую социальную роль молодежи в обществе, решение этих задач  требует максимальных усилий всех заинтересованных сторон. 

Следует  отметить, что программа «Молодость Белгородчины», утвержденная постановлением губернатора области №35 от 02.02.04г., и  рассчитанная на 2004-2008 годы, с одной стороны, органично вписывается в концепцию Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, конкретизируя ее мероприятия, выступая в качестве связующего звена между самой Программой и ее адресатом, а с другой стороны позволяет решить основные социальные проблемы молодых жителей области, определяющие качество их жизни.

Реализация мероприятий  проектов позволяет  координировать деятельность участников: представителей органов государственной власти, муниципальных структур, прессы. Осуществляется своеобразное заинтересованное приобщение этих субъектов регионального управления к формированию молодежной политики.

Ожидаемые и конечные результаты программы позволят решить ряд насущным социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии системы текущих и перспективных профилактических и воспитательных мер по конструктивному сотрудничеству властей и общественных организаций с молодыми белгородцами.

К  сожалению,  при реализации молодежных программ часто возникают трудности в привлечении большого объема ресурсов  для их осуществления. Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим.

Сбор  средств   для организации - профессиональное занятие, которому надо учиться, эта профессия имеет свои тонкости, ее не постигнешь чистой практикой. Это занятие требует полной отдачи сил.

Актуальность финансируемых проектов, акции, проблемы - тоже немаловажный вопрос. Необходимость развития  фандрайзинга  (fund-raising) - целенаправленного систематического  поиска  спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов.

Необходимо больше уделять внимание  проведению  целевых  благотворительных мероприятий по сбору средств;
принимать участие  в грантах – это   средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать. 

Работа в этом направлении активно ведется  администрацией     города Белгорода.  В соответствии с решением Совета депутатов города Белгорода о привлечении общественных объединений, некоммерческих организаций к решению социальных проблем, поддержки их уставной деятельности, общей заинтересованности, в г. Белгороде проводился конкурс на получение муниципального социального гранта. В организационный комитет по проведению конкурса соискателями было  представлено 14 проектов социальных программ.

Конкурс проводился с целью  привлечения общественных объединений, в том числе молодежных, некоммерческих организаций к решению социальных проблем города и поддержки их деятельности в этой сфере на основе развития общественной инициативы, активности граждан в решении социальных вопросов, относящихся к ведению администрации города и городского Совета депутатов.

Одним из требований, предъявляемых современным обществом к человеку, является его высокая информационная компетентность, т.е. способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств.

Новые информационные технологии имеют большой потенциал при работе с разными социальными группами молодежи. Необходимы  проекты, ориентированные на работу с современными телекоммуникационными средствами. Они  вызывают наибольший интерес у  молодежи  и активно ими реализуются.

К ним относятся проекты,  в которых новые информационные технологии являются основным средством взаимодействия с подростками.

1. Интернет-гид. Это могут быть экскурсии, анализ сайтов кумиров, поиск информации по теме выполняемого проекта, в ходе которых происходит обучение подростков пользовательским навыкам работы в сети «Интернет». Такого рода занятия проводились при реализации проекта «Подростковая независимая газета».

2.    Тематические    телеконференции.   

Интернет    предоставляет возможность для организации сетевого общения, в котором происходит конструирование ребенком образа своего «Я». Это очень важно при работе с замкнутыми подростками, для которых выступление на аудитории является стрессовым фактором, т. к. в условиях чата или телеконференции можно придумать себе псевдоним (ник), попробовать разные ролевые позиции. Кроме того, такие формы способствуют развитию у учащихся умений общаться и формулировать свои мысли, понимать текст собеседника и высказывать   свою   точку   зрения.   Вышеназванные   проекты   были апробированы в работе с подростками девиантного поведения. В ходе апробации была установлена их достаточная эффективность. Об этом можно судить как по оценкам педагогов и школьных учителей, так и по высказываниям   самих   участников проекта. Были намечены пути совершенствования этой формы организации совместной деятельности.

3.    Особые   возможности   открывают   новые   информационные технологии   при   работе   с  детьми-инвалидами.   Это  и   возможность организации дистанционных курсов, проведение телеконференций и чатов между такими  детьми,  так  как  они  находятся  в  условиях  низкой информационной обеспеченности. Общение в сети Интернет позволит им найти также множество друзей по интересам и переписке. Заметим, что официальная статистика по количеству детей-инвалидов в России весьма неутешительна. За последние пять лет резко возросло число детей-
инвалидов. 

Совершенствование   разработки и реализации молодежных программ в XXI столетии связано с переходом к практике проектирования в молодежной политике.

Заключение

На сегодняшний день в Белгородской  области  создана комплексная система социальной работы с молодежью, в которую входят специализированные учреждения, центры социальной помощи молодежи.

Цели и задачи, поставленные в нашей области перед органами по делам молодежи, общественными организациями, юношами и девушками позволяют сформировать  портрет молодежи Белгородчины в  21 веке:  адаптированная к новым рыночным условиям, оптимистическая, патриотическая, православная, инициативная.

 Но, несомненно, на сегодняшний день остаются  актуальными  проблемы  вовлечения молодежи в  общественную жизнь,  привлечения инвесторов для реализации социальных молодежных проектов, решения  проблем трудоустройства молодежи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации  и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета.- 2004. – 31 авг.

2.        Федеральный закон № 98 – ФЗ от 28.06.1995г. «О государственной    поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета.- 1995. – 2июл.

3.        Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81 –ФЗ // Российская газета.- 1995. – 8 июня.

4.        Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета. - 1995. – 10 дек.

5.         Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей)»  // Российская газета. – 1995. -  10 окт.

6.        Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая
2006 г.  N 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» // Российская газета. – 2006. -  14май.

7.        Постановление Правительства Белгородской области от 9 июня
2006 г. N 109-пп  «О мерах по поддержке в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» молодых семей области в строительстве и приобретении ими жилья». // Белгородские известия. - 2006. - 11 июн.

8.          Алексеева, Л.С. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева. - М., 2006. - 101 с.

9.         АпатенкоС.Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной// С.Н. Апатенко Вестник молодежной политики. –М., 2004. – 24с.

10.    Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие.-Н.Ф. Басов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2007. -328с.

11.      Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Гусова, С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 204с.

12.    Колков В.В., Шохина, Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью. В.В. Колков, Н.А. Шохина. – М., 2003. – 145с.

13.    Кузьмин,  В.П., Степашин, Н.С., Блинков, Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие/ В.П. Кузьмин, Н.С. Степашин, Ю.А. Блинков. – М., 2006. – 298с.

14.         Ростоцкая, Т.К. Социальная работа с молодежью. – Т.К. Ростоцкая.-М.: Высшая школа,2003. -294с.

15.    Ручкин, Б.А., Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. –Б.А. Ручкин. – М., 2002. – 234с.



[1] Павловский В.В. Ювентология проект интегративной науки о молодежи.–М.: Академический проект, 2001. – С. 27.

 

 
 
© Все права защищены.
Web-4-U - Бесплатные сайты
Главная | Уроки | Конференции | Обобщение опыта | Публикации | Мастер-классы | Использование ИТ | Участие в конкурсах | Общественная активность педагога | Награды и благодарности | ФОТОАЛЬБОМ | Файловый архив | Полезные ссылки | Обратная связь | Новости