Сайт учителя истории и обществознания
Новости
12-11-2010
Новости образования ...

 

Я и выборы в моём городе

(Урок обществознания, 9 класс)

Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни.
Цель урока:
-познакомить учащихся с различными проблемами и взглядами на происходящие события в период избирательных кампаний 2004-2008 годов в городе Белгороде; историей выборов в России;
-развивать ключевые социальные компетенции, такие как, владение приемами сравнительного и критического анализа, системного подхода избирательных отношений, доказательной аргументации собственной точки зрения при оценке различных позиций;
-воспитывать интерес к политическим событиям, происходящим в родном городе; стремление к изучению истории проведения предвыборных кампаний в городе Белгороде.
Задачи:
-обогащение знаниями и практическими навыками, необходимыми подросткам для полноценного участия в демократическом процессе;
-развитие гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
-развитие творческих способностей;
-разработка инновационных форм правового просвещения учащихся.
Оборудование:
1) оборудование команд:
- шляпы красного, желтого, синего, зеленого, черного, белого цветов;
- статистические данные;
2) плакаты по теме «Выборы»;
3) Избирательный кодекс Белгородской области;
4) схема «Выборы»;
5) рисунок «Ромашка Блума»;
6) рисунок «Паучок».
Техническое обеспечение урока: компьютерная поддержка.
Используемая литература:
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. Избирательный кодекс Белгородской области. Белгород, 2003.
4. Закон Белгородской области от 3 октября 2008 года № 228 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области».
5. Закон Белгородской области от 2 февраля 2009 года № 258 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области».
6. Закон Белгородской области от 4 июня 2009 года № 276 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области».
7. Устав городского округа "Город Белгород". Белгород, 2005.
8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Собрание лекционных материалов в помощь организаторам повышения правовой культуры. Белгород, 2008.
9. Практика работы Белгородской городской территориальной избирательной комиссии по информационно-разъяснительной деятельности в период избирательных кампаний. Белгород, 2008.
10. А.И.Кравченко Политология. Учебник. М., 2008, издательство «Проспект».
11. В.М. Фадеев, Н.И. Рауткина, Н.М. Миронов Муниципальные выборы в Российской Федерации. Издательство НОРМА, М., 2006.
12. Н.Н.Ефремов «Становление избирательного права в России» / Государство и право, 1988.- №3.-С.34-37.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Форма проведения: «Шляпы мышления».
                                               Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Мотивация.
Чтобы почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, своей малой родины, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране, в этом городе. Я - ее гражданин.
 
Актуализация знаний.
 
Дайте определение понятию «гражданин».
Ассоциативный ряд. Подберите слова-ассоциации к понятию «гражданин». Сгруппируйте, ранжируйте записанные слова.
Учитель: Мы определили, что гражданин - человек, активно участвующий в жизни страны, имеющий права и несущий обязанности перед государством.
Какими правами наделен гражданин?
Какой документ закрепляет права и обязанности граждан Российской Федерации?
Проанализируйте статью 32 Конституции РФ и определите, каким образом гражданин принимает участие в жизни страны. (Слайд 1. Статья 32 Конституции РФ. Приложение 1).
Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
Совместное целеполагание по плану:
1. Выборы.
2. История выборов в России.
3. Избирательные кампании в городе Белгороде в 2004-2008 г.г.
 
Что мы будем делать?
 
Постараемся дать оценку избирательным кампаниям по выборам Президента РФ 02.03.2008 года; выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва 02.12.2007 года; выборам депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва 16.10.2005 года; познакомимся с историей выборов в России; определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества.
В ходе работы мы должны решить проблему: «Каким образом можно добиться высокой избирательной активности молодежи города Белгорода?».
 
Как мы будем это делать?
 
Мы будем использовать индивидуальные и групповые формы работы. На основном этапе урока вы разделитесь на 6 микро-групп, по 4 человека в каждой (таким образом, чтобы все учащиеся участвовали в работе). Каждая микро-группа должна проанализировать предложенный пакет документов и подготовить выступление по данной теме, исходя из выбранной вами позиции – «Шляпы мышления».
Зачем нам все это? Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни (Ромэн Ролан).
1.Выборы.
Как вы понимаете, что такое выборы?
Обмен мнениями (Слайд  поддержки. Приложение 2).
Зачем нужны выборы?
Мини-дискуссия. Работа со схемой (Слайд 3.Приложение 2).
 
Метод «Неоконченное предложение».
 
1-3 группы получают карточку, на которой записано начало предложения «Мой голос на выборах – это…». В течение  5 минут группы должны подобрать определения, наиболее подходящие для данного понятия.
4-6 группы получают карточку, на которой записано начало предложения «Управление государством зависит  от …». В течение  5 минут группы должны подобрать определения, наиболее подходящие для данного понятия.
Учитель составляет схему, основными звеньями которой являются понятия, разработанные группами. В центре схемы расположена карточка со знаком «?».
Организация обсуждения. Вопросы к рабочим группам:
-Как вы думаете, что должно располагаться под знаком «?»?
-Какое понятие является центральным в этой схеме?
Но вы должны помнить, что все понятия взаимосвязаны.
Карточка со знаком «?» в ходе обсуждения   подлежит замене   на  карточку «избиратель».
Примерные ответы: реализация права гражданина; возможность влияния на политику в стране; позволяет людям   оказать  поддержку  действующим  органам власти; укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать принимаемые решения; позволяет осуществить  выбор самого лучшего кандидата и  подбор  мудрых руководителей.
 
Второй и третий вопросы урока мы изучим, разделившись на 6  микро-групп  в соответствии с выбранной вами позицией - «Шляпой мышления».
 
Итак, наденьте шляпы, господа!
Об  истории  выборов  в  России  нам  поведает «Белая шляпа» (констатация факта).
Учащиеся представляют информацию об истории выборов в России.
1 учащийся: В том или ином виде выборы в России проводились еще с X века, но они не имели общегосударственного значения. Хотя в Древней Руси существовали лишь зачатки демократических выборных процедур, но недооценивать исторический опыт прошлого нельзя (Слайд 4. Приложение 3).
Символом народного самоуправления и народной вольности в Древней Руси был город Новгород. Голосовали в Новгородском вече берестяными бюллетенями, на которых было написано имя избирателя. Если нарушался порядок выборов, происходили судебные поединки (отсюда травма, полученная во время выборов, получила название «увечье»). (Слайд 5. Приложение 3).
2 учащийся: В период Московского государства появляются сословно-представительные органы – Боярская Дума и Земский собор (Слайды 6-7. Приложение 3).
Первая Государственная Дума была создана в России после издания              Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, губернаторы, градоначальники, служащие полиции, народы, ведущие кочевой образ жизни. (Слайд 8. Приложение 3).
3 учащийся: В годы советской власти избиратели не выбирали, а избирали – в бюллетене стояла только одна фамилия, что превращало выборы в формальность (Слайд 9. Приложение 3).
И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной  основе. В последующие годы избирательное законодательство существенно менялось. (Слайд 10. Приложение 3).
12 декабря 1993 года после принятия основного закона Российской Федерации – Конституции – Россия официально была признана демократическим государством.  «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции Российской Федерации).  Принципами демократических выборов являются: участие граждан в выборах на основе всеобщего и демократического, равного, прямого, альтернативного участия в выборах при наличии добровольности и тайного голосования. (Слайд 9. Приложение 3).
4 учащийся: 2 марта 2008 года белгородские избиратели продемонстрировали свою гражданскую позицию, проявили активность, выбирая главу государства и городской парламент. Явка избирателей в городе Белгороде составила 69,75%, а это значит, что свое мнение о поддержке стратегического курса на дальнейшее социально-экономическое развитие России выразили 188710 жителей города. Доверие Дмитрию Анатольевичу Медведеву продемонстрировали 116173 человека или 61,59% голосовавших жителей нашего города. На 99 избирательных участках (60% от общего числа действующих в городе) за Д. А. Медведева голосовали от 60% до 85% избирателей.
Достаточно высокой была избирательная активность избирателей в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 02 декабря              2007 года. Явка избирателей составила 67,42% от общего числа избирателей. (Слайд 10. Приложение 3).
Учитель: Наденьте «Красную шляпу» и скажите, что вы думаете о сложившейся ситуации.
«Красная шляпа» (эмоции):
 Я испытываю гордость за то, что среди областных центров субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, по явке нас опередили только города Липецк и Тамбов. А по количеству голосов, отданных за Дмитрия Анатольевича Медведева, город Белгород - на втором месте среди областных центров Центрального Черноземья. Это говорит о высоком уровне гражданской ответственности жителей города Белгорода.
Меня радует рост правовой культуры избирателей, что подтверждает избирательная кампания при проведении выборов депутатов Советов депутатов города Белгорода, которая велась предельно корректно. Не было скандалов по поводу отстранения того или иного кандидата в депутаты от участия в выборах.
Недоумение вызвало то, что кандидаты от других партий не сумели выработать действенной программы и не смогли получить нужное количество голосов избирателей. Все 27 кандидатов, выдвинутые политсоветом партии «Единая Россия» при активной поддержке избирателей города, успешно выдержали экзамен на политическую зрелость, прошли все этапы избирательного процесса и, в конечном итоге, команда белгородских «Единороссов» достигла 100% результата и получила все 27 депутатских мандатов.
Меня заинтересовала совместная работа Белгородской  городской территориальной избирательной комиссии и департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города; использование стимулов для успешной работы участковых избирательных комиссий (участие участковых избирательных комиссий в городском и областном конкурсах на лучший избирательный участок и участковую избирательную комиссию по подготовке и проведению в городе выборов Президента Российской Федерации и депутатов Совета депутатов города).
Учитель: Выясните, какие позитивные моменты мы можем выявить в ходе избирательных кампаний. Каковы их преимущества?
Я предлагаю вам надеть «Желтую шляпу».
«Желтая шляпа» (положительная оценка).
Учитывая возросший интерес к выборам будущих и молодых избирателей, Белгородской городской    территориальной избирательной комиссией была выстроена четкая система работы с ними, которая нашла отражение в утвержденной программе информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения федеральных и муниципальных избирательных кампаний в 2007-2008 годах. Для этого были созданы в школах города клубы будущих избирателей, проводились занятия в Школе правовых знаний по изучению федерального законодательства; олимпиады среди учащихся 9-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений по избирательному законодательству; декады, посвященные избирательному праву; встречи школьников с депутатами Совета депутатов, членами избирательной комиссии города Белгорода; городские конкурсы «Лучший плакат и слоган по теме «Скоро мне голосовать» и другие мероприятия.
По предложению председателя облизбиркома Н.Т. Плетнева работа с молодежью не прерывалась даже в период летних каникул во всех загородных оздоровительных лагерях в форме политико-правовых игр «Выборы Президента».
 Анализ прошедших избирательных кампаний подтверждает, что проводимая работа с молодежью дала конкретные результаты, которые видны на росте политической активности молодых избирателей, в том числе 18-летних, которые впервые приняли участие в выборах. В выборах 2 марта 2008 года приняли участие 72,6% молодых избирателей городского округа «Город Белгород» в возрасте до 30 лет и 96,3% впервые голосующих юношей и девушек (Слайды 11,13. Приложение 4).
Высокой оценки заслуживает деятельность участковых избирательных комиссий, исходя из анализа данных,  полученных в ходе интервью, проведенного с секретарем Избирательной комиссии города Белгорода Воробьевой Раисой Михайловной:
-высокая явка избирателей 02.03.2008 года на 99 избирательных участках (60% от общего числа действующих в городе);
-166 участковых избирательных комиссий работали гласно, слаженно в соответствии с избирательным законодательством и оперативно представляли текущую информацию о ходе и об итогах голосования в городскую территориальную избирательную комиссию.
Анализ работы участковых избирательных комиссий показывает, что:
- в 12 закрытых избирательных участках проголосовали 100% избирателей; в 5 участковых избирательных комиссиях - более 90%; в 3-х комиссиях-80% и более; в 16 комиссиях-75% и более; в 47 участковых избирательных комиссиях явка избирателей составила 70% и более; а в 75 участковых избирательных комиссиях явка была выше 60%;
-с организационной точки зрения выборы 2008 года в городе стали лучшими выборами за последние семь лет первого десятилетия XXI века, как по политической активности и заинтересованности избирателей, так и по их результатам.
Высокий уровень политической активности   жителей города  показали и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации пятого созыва 02.12.2007 года. (Слайд 12.Приложение 4). 
Используя материалы избирательной комиссии Белгородской области, проследите динамику активности молодежи в избирательных кампаниях 2004-2008 годов.
Учитель: Мы услышали позитивную оценку избирательных кампаний, но для того, чтобы дать объективную оценку, необходимо выявить и негативные моменты в ходе  их проведения. Предоставим слово оппонентам.
Наденьте «Черную шляпу». «Черная шляпа» (критика).
Если за последние годы при подготовке и проведении избирательных кампаний добились высокой избирательной активности, то почему меры по повышению избирательной активности не были приняты ранее? (Например, в ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2000 и 2004 годах, когда наблюдалось снижение активности молодых избирателей до 30 лет на 8%).
На ряде избирательных участков явка избирателей низка. Следовало бы проводить работу, направленную на повышение уровня профессиональной переподготовки членов избирательных комиссий. В  их  работе целесообразно было бы:
-оценить динамику развития политических предпочтений избирателей города;
-выявить наиболее эффективные технологии, позволяющие влиять на избирателей должным образом ( повышая их уровень правовой культуры);
-выстроить дальнейшие взаимоотношения по проблемам правовой культуры избирателей.
   Напрашивается вопрос: «Если сумели добиться высокой активности в избирательных кампаниях 2007-2008 годов, то почему не вовлекли и оставшийся процент потенциально возможных избирателей, не принявших участие в этих избирательных кампаниях?»
Учитель: Мы выслушали различные точки зрения, и теперь мне хочется предоставить слово «Зеленой шляпе», на мой взгляд, самой непредсказуемой. Ведь позиция «Шляпы», предполагает творческий подход к исследуемой проблеме.
 «Зеленая шляпа» (творческая).
 XXI век – век стремительных изменений. И мы решили идти в ногу со временем. Мы – будущие избиратели и должны ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нашей стране и в нашем городе.
Мы выяснили, какие изменения произошли в Избирательном кодексе Белгородской области.
На основании законодательной инициативы Избирательной комиссии Белгородской области Белгородской областной Думой в период с октября 2008 года по май 2009 года внесены соответствующие изменения в Избирательный кодекс Белгородской области.
Учитель: Предоставим слово группе аналитиков.
Синяя шляпа (подведение итогов).    
Выборы продемонстрировали гражданскую позицию и активность жителей города.
Анализ работы участковых избирательных комиссий показал, что явка избирателей в период предвыборных кампаний достаточно высока.
С организационной точки зрения выборы 2008 года стали самыми лучшими выборами за последние семь лет.
Выборы продемонстрировали высокую активность молодых избирателей и 18 – летних избирателей.
Изменения в Избирательном кодексе Белгородской области разработаны в соответствии с процессами демократизации, происходящими в обществе.
 
Ответ на проблемное задание: Как можно добиться высокой избирательной активности молодежи города Белгорода? Выскажите ваши предложения. Обмен мнениями.
 
1.  Продолжить сотрудничество Избирательной комиссии города Белгорода с управлениями образования, культуры и молодежной политики администрации города с целью разработки и внедрения инновационных форм правового просвещения учащихся и молодежи.
2.  Организовывать встречи «ветеранов голосования» с учащимися и студентами с целью обогащения знаний практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в демократическом процессе.
3.  Проводить семинары с целью повышения уровня политической и правовой культуры учащихся, молодежи.
4.  Членам Избирательной комиссии города Белгорода продолжить проведение мастер – классов по организации избирательных кампаний в школах в рамках проекта: «Школьное самоуправление. Выборы президента школьного самоуправления».
Учитель: Этап урока – «Моя гражданская позиция». Мы будем использовать прием «Ромашка Блума». (Слайды 15-16. Приложение 6). Мне хочется вернуться к эпиграфу нашего урока: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Ребята, я рада, что вы творчески и ответственно подошли к решению поставленных перед вами задач. Вы отлично справились с технологией критического мышления и проявили себя как квалифицированные специалисты, каждый в своем амплуа.
Рефлексия. Как вы оцениваете работу класса? Как вы оцениваете свою работу? Прием «Паучок». (Слайд 17. Приложение 7).
Учитель: Вы – будущие избиратели вправе сами выбирать свой завтрашний день. И голос ваш способен решить многое. Как будет жить страна, ваш город и вы, зависит от вас! Живите с девизом: «Я за все в ответе!»
Домашнее задание: Проанализируйте изменения, внесенные в Избирательный кодекс Белгородской области. На основе сравнительного анализа дайте им оценку. 

 
 
© Все права защищены.
Web-4-U - Бесплатные сайты
Главная | Уроки | Конференции | Обобщение опыта | Публикации | Мастер-классы | Использование ИТ | Участие в конкурсах | Общественная активность педагога | Награды и благодарности | ФОТОАЛЬБОМ | Файловый архив | Полезные ссылки | Обратная связь | Новости