МДОУ детский сад №26 комбинированного вида
Дети - цветы, которые никогда не завянут!
   






 

«Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ИЗОдеятельности»

 

Воспитатель 

Павлина Лидия Тимофеевна


Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, т.к. развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.

Перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Исследования показывают, как изменяется образ, создаваемый детьми 5-7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, т.к. ребенок вновь переживает те чувства, которые испытал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние оказывает содержание работы.

Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой и др.).

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей,их быте.

Средствами аппликации дошкольники составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагоги на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приходиться затрачивать человеку на строительство новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т.д. Все это значительно расширяет представления ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводиться коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, т.к. по своему характеру является художественной деятельностью.

Важно воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Например, использовать стихотворения, музыку.

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснения педагога.

Ребенку старшего возраста доступно понимание многих выразительных средств, используемых художником.

Также по картинам дети знакомятся с различными композиционными приемами построения изображения – передачей первого и второго планов, выбором формата и т.д.

В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов. Принадлежности должны быть расположены на столах так, чтобы удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т.п.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что также важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретенные детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, т.к. изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

 

                    

 

Творческий проект воспитателя

Алёшкиной Татьяны Викторовны

по проблеме духовно - нравственного воспитания детей средствами авторской дидактической сказки.

Тема: «Чужое взять – свое потерять».

Не раз приходится слышать выражения пришедших от наших прародителей: «Чужое взять - свое потерять», «На чужой каравай рот не разевай», «Чужое добро, руки жжет». Слышать – то, слышали, но не все прислушиваются к своей совести, и берут то, чего им не принадлежит. А это воровство. А что такое воровство? Во – первых, это грех. Святослужители говорят,  что воровство убивает душу, уничтожает совесть и, как огонь, съедает собственное имущество вора. Во – вторых, воровство – это правонарушение, но уголовная ответственность за него наступает по достижении совершеннолетия.

Может быть, ребенок не наслышан о других грехах, но воровство понимает даже он. К сожалению, случаи детского воровства, не редкость. То и дело узнаешь о детях, которые берут чужие вещи. А если ребенок ворует у членов семьи, то родители тщательно скрывают это от всех.

Почему же дети воруют? Существует несколько причин:

-          ребенок может ничего не знать о назначении вещи, которую он украл. Ценность вещей ребенок постигает только с возрастом;

-          дети, беря чужие вещи, игрушки, не ставят себя на место пострадавшего. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, который лишился вещи;

-          для детей «бунтарей» воровство – пустяк, подражание героям, интересное приключение, приобщение к взрослому миру. Родителям таких детей нужно обратить внимание на семейную атмосферу;

-          нередко дети воруют, чтобы привлечь к себе внимание родителей или воспитателей. Такие дети не получают достаточного внимания от родителей, взрослых;

-          детям хочется обладать вещью, которая ему нравится. Он знает, что нельзя брать чужое, но ему хочется иметь эту вещь;

-          ребенок может воровать от безвыходности, если у него вымогают вещи путем угроз. Задача взрослых – построить отношения с детьми так, чтобы они могли обратиться к ним за помощью.

Любому неравнодушному родителю хотелось бы знать, что делать, когда воровство стало явным. В первую очередь необходимо разобраться в его причинах. Может это обмен. Ведь обмен игрушками распространены среди детей. А может это мечта? Если ребенок «приобрел» игрушку, которую он мечтал иметь, надо вернуть ее владельцу, и используя какой – нибудь повод, подарить  ему то, о чем он мечтал. И самое главное выяснить, почему он это сделал.

Воровство – такое явление, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться. Впервые став жертвой воришек, малыш может болезненно пережить это. Ребенок может перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться  воры, и он захочет отплатить окружающим тем же. Что бы этого не случилось, взрослым надо провести доверительную беседу. Родителям очень полезно вместе с детьми разбирать различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.

Можно предпринять игротерапию. Придумать и проиграть игру, где бы основная задача заключалась в том, чтобы в условном игровом контексте семья заново пережила драматизм кражи.

Основной целью игры должно стать то, чтобы дети и родители осознали характер своих взаимоотношений.

Что же еще можно предпринять? Конечно, сказкотерапию. Сказкотерапия – это лечение сказкой. При помощи дидактической сказки мы можем достичь такие цели как: воспитания ответственности, совестливости, сопереживания и сочувствия к ближнему, почитания родителей.

Дидактическая сказка помогает ребенку стремиться помогать своим близким, родителям. Напримере поведения героя ребенок может осознать греховность   своего поступка. Увидеть, чем этот поступок может отозваться в будущем для самого человека и его потомков. Лишь дидактическая сказка дает возможность заглянуть в будущее, вернуться в прошлое.

Сказки о воровстве дают возможность оценить и примерить на себя те чувства потери, переживаемые человеком, которого обокрали. Наказания за кражу в дидактических сказках различны, но все они связаны с переживанием потери и для самого вора, и для его близких.

Сказкотерапия поможет анализировать ситуации в баснях и сказках, что способствует формированию нравственного иммунитета, т.е. способности противостоять негативным воздействиям духовного и эмоционального характера. Сказкотерапия имеет динамичный и подвижный характер, а так же отличается предсказуемостью положительного конца, т.к. имеет определенный алгоритм построения.

Саша положил чужую машинку в карман своей куртки, Артем взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Оли… Воспитатели недоумевают, родители в шоке! Каждый второй ребенок может совершить ошибку. Ошибка ребенка – это родительская ошибка. Нравственные нормы он постигает постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое нет.

Да, все мы разные, потому и не можем точно определить, какие чувства переполняют другого человека, что для него является значимым и важным, а что он считает чуждым или недостойным внимания. И все же родные люди могут и должны понять истинные причины поведения ребенка, помочь ему прочувствовать свои ошибки и изменить свое поведение, чтобы стать счастливым, а значит, совестливым.

 

"Воспитание честности и справедливости у детей дошкольного возраста"

 

 Воспитатель

Осипова Валентина Михайловна

Воспитание честности и справедливости..
Честность - моральная основа нашей жизни. Это не только
воздержание от лжи и обмана но и стремление  к  истине.
Макаренко писал: "Честность не падает с неба.Она воспитывается путем ряда приемов.Нужно внимательно следить за развитием честности у детей. Не следует нарочно прятать от
рсбенка,нужно приучить не брать без спроса,если даже лежит  на виду без запрета.В то же время не должно быть порядка ,когда все лежит плохо,никто не помнит,где что положено.В таком беспорядке  у ребенка развивается самовольное отношение к вещам,он  приучается к нечестному поведению.Если ребенку дано какое-либо поручение,обязательно проверяйте,пока не выработаются твердые правила честности. Честность нужно воспитывать с раннего возраста".
Воспитывать честность запугиванием  и устрашением
нельзя.Боясь наказания ребенок может стать на путь нечестности. Наоборот,ласковый тон,теплые отношения порождают откровенность,предохраняющуюот обмана. Как воспитать ребенка правдивым? Как добиться того,чтобы можно было с уверенностью сказать: "Он не обманет, ничего не сделает против совести». Опыт подсказывает,действительным является метод поощрения. Бывает,что ребенок нечаянно что-то испачкает, прольет, может быть и сломает, но если он  сам сказал о своем  поступке, извинился - за это ребенка нужно поощрить. А бывает и так: ребенок знает,что поступает плохо ,но все таки это делает.Ребенок дает слово,что больше не будет,но проходит время и все снова повторяется. Нужно приложить много усилий,чтобы отучить ребенка от нечестных поступков. Не нужно ребенка запугивать, наказывать,нужно поговорить с ребенком. Привлечь и детей к обсуждению его поступков. Хороший помощник в воспитании честности и правдивости- художественная литература. С особым интересом и глубоким чувством дети воспринимают  произведения Носова. Трудно воспитывать ребенка правдивым,если не действовать в контакте с родителями. Ребенок сделал что-то не так: сломал  или разбил вещь и родители, не разобравшись в причинах, сердятся,наказывают его. В следующий раз он побоится рассказать о своей ошибке и прибегает ко лжи,чтобы отвести от себя наказание. Отрицательные поступки детей редко возникают в результате злого умысла,основные же причины-дурной пример взрослых,не понимание детьми того,что хорошо,что плохо.

Правильное отношение взрослых к поступкам детей - сильнейшее средство правильного воспитания. Маленькие дети  искренны и правдивы,им свойственна непосредственность.Но вместе с этим приходиться сталкиваться с поступками детей,которые на первый взгляд кажутся исполнительными порой противоречивыми. Ребенок обычно говорит неправду в двух случаях:

1. Когда он извлекает из нее какую-то пользу,например,желая избежать наказания, или хочет получить приятную вещь.

2.Или же неправильно передает факты действительности из-за ошибок памяти,или склонности к фантазированию. Сломают игрушку,разорвут книгу и спрячут ее, разобьют  посуду и не сознаются, стараются свалить вину на товарища.

Причиной непреднамеренного обмана иногда является сильное желание что-нибудь получить-очень хочется сменить старые туфли на новые, и малыш начинает  уверять,что старые туфли, мол, жмут, что ему неудобно ходить. В подобных случаях нельзя зараннее сказать что ребенок решил обмануть, он придумал  причину тут-же. Здесь мы считаем важным разъяснить,почему то,что он сделал плохо и как следует поступить.

Появляется детская лож из-за желания отвратить неприятное. Все собрались на прогулку, оделись, но воспитатель заметила,что Слава не надел галоши.В ответ на ее вопрос заявил,что так и пришел в детский сад.3ная,что мальчик не любит их надевать,воспитательница проверяет: -галоши стоят на месте.Нельзя гасить детское чистосердечие,откровенность,правдивостъ.Как только ребенок обнаружил,что его неправда вызывает недоверие и недовольство,он становится скрытным, начинает лгать. Если малыш сам признался в поступке,сказал правду, важно одобрить правдивость,но это не значит,что уже не надо порицать неправильное поведение или отрицать поступок. Это обязательно нужно,но так, чтобы у воспитанников не пропала охота быть откровенными с воспитателем, родителями. Воспитывая честность надо опираться на то хорошее,что есть в детях,доверять им, предоставлять там где можно,самостоятельность.

Мы считаем,что очень важно направлять детей на преодоление трудностей,убеждая,что надо делать не только то,что хочется,но и то что необходимо. Вырабатываем у них умение сдерживать себя в желаниях, брать на себя ответственность,признаваться в своей ошибке.

Мы замечаем, что честность и правдивость характерны для тех детей,у которых и дома воспитывают эти качества.

 

Надо заметить, что честность и правдивость особенно ярко проявляются в

трудовой деятельности и играх.Необходимо знать во что дети играют.Есть ребята,которые в играх любят ответственные роли и даже обманом добиваются своего. Таким детям мы объясняем,что надо уступить место,что нечестно обижать товарища. Учим честно выполнять правила в игре. Любимая игра «прятки»-сколько огорчения у ребят,если кто-либо подскажет.

Самое ценное в воспитании честности и справедливости, поведение нас самих с детьми и друг с другом.

 

 

 

 
   
   
 


Web-4-U - Создание бесплатных сайтов © Все права защищены.